Наконец-то я и до этого добралась! Уже после того, как были освоены «Верные враги» и «Цветок камалейника». С жутким опозданием, но все же добралась. А собственно, никто мне не виноват в том, что читать я хотела именно тот огромный кирпич, в котором наличествуют сразу три романа, да еще и несколько рассказов бонусом и достать который оказалось слишком уж трудно.
Ну, и что сказать?
Хорошо, конечно. Очень хорошо, хоть и не без ложечки дегтя, как водится.
Зря все-таки я старалась найти именно этот томик, потому что чтение всего и сразу вызвало у меня явный эффект переедания - чем дальше, тем труднее шел процесс его освоения. Пришлось даже малый перерывчик сделать, иначе вообще ниасилила бы, несмотря на то, что язык там очень гладкий, качественный и читается оно быстро.
Начнем с перечисления однозначно хорошего:
Фантазия у автора совершенно потрясающая. Иногда даже оторопь берет: елки, ну как это можно было вообще придумать? Да еще и в таком количестве? Подробно и тонко выписанный мир, ощущаемый чуть ли ни на тактильном уровне; весьма живенькие герои, причем абсолютно все, включая второстепенную нечисть; великолепный аутентичный фольклор, быт и вообще жизненный уклад в который веришь как-то сразу и безоговорочно. Местные байки, местные обычаи, верования и даже ругань – все это просто почтение внушает своей продуманностью. Фантастические расы получились хоть и узнаваемы, но весьма и весьма самобытны, а вампиры так и вообще неподражаемо оригинальны. Даже излишняя для такой классически ориентированной фэнтези концентрация славянофильского элемента дела не портит. Сильно порадовала и самоирония главной ведьмы, благодаря которой удалось благополучно уйти от мерисьюшного пафоса с героизмом.
В целом книжка получилась удивительно добрая и жизнеутверждающая, очень подкупает тот общегуманистический дух, которым она пропиталась просто насквозь. Не знаю кому как, а лично мне малое количество смертей персонажей и кровавых ошметков нечести на ее страницах весьма импонирует. Только, на мой плебейский вкус, слишком уж много там всяческих карамельно-красивеньких природо- и прочеописательных вставочек. Слишком много и слишком часто, особенно в первых по хронологии романах. Так, что иногда ловишь себя на мысли о вполне возможной золотухе, вызванной передозом сладенького.
Композиционно все три романа, на мой взгляд, выглядят все-таки не как единое целое, а как собрание неких некрупных детективных историй, увязанных общей линией и героями. ШеХолмс и ДэВатсон в переложении пани Хмелевской. Причем переложили их еще и в фэнтезюшные декорации, и в итоге получилась весьма ядреная смесь фантастики, комедии и детектива, да еще разбавленная щедрой порцией вполне современного взгляда на мир. И вполне современными шуточками, терминами и прочими реалиями. Но выглядит оно весьма занятно. И смешно. Для чего собственно и делалось.
Да-да, частенько ловила себя на мысли, что именно ради юмора это все и писано, оттого и получилось очень уж пересолено в этом плане на мое ИМХО. Типичный пример того, когда лучшее оказывается врагом хорошего. Потому как по прошествии двадцати минут после переворачивания последней страницы, понимаешь, что в голове у тебя почти ничего из прочитанного не задержалось, если не считать невнятных анекдотических обрывков. Увы. Это пустышка. Пирожок ни с чем. Нет, корочка у него, конечно, хрустит просто восхитительно, но я все равно очень рада, что первое мое знакомство с этим автором произошло таки на «Верных врагах» - книжке на пару порядков глубже в этом плане.
Впрочем нет, вру. Кое-что все же зацепило. И сильно. Например, чумные крысы, пришедшие в город только после того, как из излишней предосторожности сожгли уже выздоравливающую после эпидемии деревеньку, в которой как раз и родилась будущая ведьма. Нет, ей боги, стоило главгероине после этого стать не просто В. Редной, а совсем уж З. Лобной. Но ведь не стала же, а? И это ли не явная победа гуманизма?

Д-з: Читать. Однозначно читать. А вот насчет перечитывать… Сильно сомневаюсь, н-да…

ИМХО. Только и исключительно ИМХО.