Встретилась мне тут почти случайно одна книжечка. Взяла просто полистать, от нечего делать и… не смогла оторваться. Прелесть!!! Причем совершенно потрясающая.
Сделано оно в виде некоего набора рассказов-иллюстраций по приемам владения холодным оружием, переслоенных вставками из ист.источников и крайне неординарными комментами самого автора. Казалось бы ничего особенного, но только до тех пор, пока не начинаешь эти рассказики читать. Боги мои, ну какой же колорит, насколько интересная точка зрения на вполне привычные нам и даже заезженные вроде бы истины, какой потрясающий и харАктерный язык…
Просто для примера одна цитата. Длинная жють, но все равно не могу удержаться:
читать дальше
«В самом начале правления Генриха П при его дворе произошел страшный скандал, в ходе которого пострадала честь Клода д`Агерра, барона Вьена ле Шастеля. Причиной скандала стали несколько замечаний в его адрес со стороны Жака де Фонтена, лорда Фендиля, которого знакомые считали полоумным задирой. Обвинения, высказанные им были столь серьезны, что смыть их можно было только кровью. Все усложнилось произошедшей дракой, в ходе которой Фендиль повалил д`Агерра наземь ударом по уху. Посоветовавшись с друзьями оба участника ссоры обратились к королю за разрешением на смертельный поединок.
***
Оба соперника встают со своих мест, первым – д`Агерр, сосредоточив взгляд на секунду на противнике, а затем – возведя очи горе и поцеловав перекрестье меча; за ним то же самое проделывает и Фендиль, и они быстрым шагом начинают сближаться. На мгновение останавливаются, но тут же продолжают наступать, направив острия мечей друг на друга. Д`Агерр атакует своего противника так яростно, что практически прижимает к ограде, которой в данном случае служат не деревянные перила, а натянутые шнуры – если ему удастся вытеснить противника за линию ограждения, то он будет признан победителем; но Фендиль выворачивается и наносит противнику сильный удар по бедру. Широкий и тяжелый меч рассекает в ноге огромную рану, из которой кровь хлещет так обильно, что д`Агерр понимает, что может вскоре лишиться сил. Тогда он отбрасывает меч, будучи искусным борцом (известно, что в те времена нельзя было считаться полноценным воином, не владея искусством борьбы), бросает противника наземь, удерживая его на земле, стаскивает с него шлем и бьет врага тяжелым шлемом по голове и лицу; соперник уже весь в крови, но вот шлем выскальзывает из рук рыцаря, и он остается без оружия, силы покидают его. Но тут внимание судьи, распорядителей турнира, секундантов и всех прочих отвлекает непредвиденное событие: трибуны, сооруженные для привилегированных зрителей, полные знатных дам и благородных рыцарей, пришедших полюбоваться кровавым зрелищем, с треском обваливаются, и все они валяться вниз вперемешку с обломками. Стоны раненных и вопли испуганных создают такой шум, что больше ничего не слышно; остальные же зрители разрываются между желанием досмотреть бой и стремлением помочь несчастным. Воспользовавшись моментом, друзья кричат д`Агерру:
- Бросай ему песок в глаза и в рот!
При других обстоятельствах они поплатились бы за это жизнью. Слабеющий барон решается пойти на такую уловку. Он набрасывает Фендилю в лицо столько песка, что тот едва не задыхается, а сам кричит при этом:
- Верни мне мою честь, верни мне мою честь, считаешь ли ты меня почтенным человеком?
На что Фендиль в отчаянии отвечает:
- Да, да, я возвращаю тебе доброе имя, я считаю тебя почтенным человеком, каким ты являешься!
Распорядители турнира, секунданты и прочие тут же передают признания Фендиля судье, который объявляет его побежденным силой оружия и виновным в лжесвидетельстве. Герольды снимают с него доспехи и выбрасывают его через ограждение, как человека, недостойного выйти с арены самостоятельно, а д`Агерр, после того как ему перевязали рану, под звуки труб и барабанов с триумфом и почестями удаляется в свой шатер."
Вот вам, млин, и лыцари, ум, честь и совесть своей эпохи. Все же люди они всегда прежде всего люди, несмотря на время, обстоятельства и социальный статус.
А вообще, цитировать оттуда хочется чуть ли не все подряд, и это говорит о многом, по крайней мере для меня.
Диагноз: Потрясающая вещица, но поскольку я прекрасно отдаю себе отчет в том, что при этом еще и специфическая, то есть интересная далеко не всем, от рекомендаций воздержусь.